Циолковский, С.П Королев в конце своих жизней говорили что будущее за орбитальными самолетами. Меня последнее время интересует Гурьколет   МГ-19 как о конкуренте МКС "Энергия-Буран" в первой половине 1970-х годов. Пока на странице wwwburan.ru/htm/history.htm#mg-19 размещен очень небольшой текст:
"...упомянем о проекте одноступенчатого воздушно-космического самолета, прорабатывавшегося в НИИ-4 Министерства обороны группой под руководством Гурко. Окончательный вариант аппарата, получивший обозначение МГ-19 (Мясищев-Гурко), был оборудован силовой установкой, состоящих из нескольких комбинированных прямоточных жидкостных ракетных двигателей, использующих на этапах атмосферного полета (взлет и посадка) атмосферный воздух в качестве рабочего тела. Основное отличие прямоточных ЖРД от классических ПВРД (прямоточных воздушно-реактивных двигателей) заключалось в том, что если в ПВРД набегающий поток воздуха сначала сжимается за счет кинетической энергии набегающего потока, а затем разогревается при сжигании топлива и выполняет полезную работу, истекая через сопло, то в прямоточном ЖРД воздух разогревается струей ЖРД, помещенного в воздушный тракт прямоточного двигателя. Помимо многорежимности (и возможности работы в безвоздушном пространстве как обычный ЖРД) комбинированный ЖРД на атмосферном участке создает дополнительную тягу за счет возникновения инжекционного эффекта. В первой половине 1970-х годов МГ-19 рассматривался как серьезный конкурент МКС "Энергия-Буран", однако ввиду меньшей степени проработки и большей степени технического риски при реализации, а также из-за отсутствия зарубежного аналога, МГ-19 реализован не был. Тем не менее этот проект до сих пор не рассекречен, и информация о нем и по сей день крайне скудна.
Судя по всему, появление идеи относится к середине 70-х, когда различные
ведомства просекли, что ядерный реактор - не такая уж сложная и страшная
штука, и начали искать ему применение в своем хозяйстве, проталкивая
собственные проекты и вырывая друг у друга ресурсы. Проектов было множество,
почему сохранилась такая твердая память о мясищевском - не берусь судить.
Но данная штука в то время рассматривалась всерьез. Собственно говоря,
название М-19 впервые услышал недавно. До этого ходило обозначение МГ-1
Мясишев - Гурко ), или просто "гурколет". Как говорили, именно второй
конструктор являлся автором идеи, его просто засунули к Мясищеву, где
имелась некоторая авиационная конструкторско-производственная база.
Сначала о самом аппарате. Что касается того, что он с крыльями и ядерным
двигателем, было всем известно, но неожиданностью оказалось, что по
размерности он болжен был быть соизмерим с аппаратом, предлагавшимся по
проекту Roсkwell СтарРайкер. ( А кто не знает, подскажу - это дура с
горизонтальным стартом и посадкой, имеет комбинированные ВРД-ЖРД, по схеме -
летающее крыло, по размером - длина/размах предполагались на 30% больше, чем
у боинга-747. Крыло - почти треугольное, очень толстого профиля, с
небольшими наплывами. Под ним - двигатели в большом количестве.
Теплозащита - металлическая радиационная. Грузовой отсек - цилиндриеский
внутренний, доступ к нему производился через откидную носовую часть. Все
свободные объемы заполнены водородом. Стартовая масса - где-то 500-600
тонн, сколько на полезную нагрузку - не помню. все двигатели химические.
Смотрится кошмарно. Опять загадка - ну почему такой шум был поднять вокруг
этого очень сырого проекта, когда всяких SSTO было представлено
американцами - только выбирай). Утверждалось, что наш аппарат многие эти
особенности добросовестно повторил.
Что еще добавить ...Поскольку двигатель был ядерный, то на борту должен был
быть только водород. Исполнение ВРД по одним сведениям - как конструкция с
химическим горением до 4М, по другим - в турбобменном варианте. Сам ярд -
твердофазный. Какая-то изюминка предлагалась в нем, нечто вроде автономных
неразрушающихся модулей с топливом, где исключалась диффузия продуктов
распада наружу. Насколько известно, такая конструкция проходила испытания и
встретилась с большими проблемами, связанными с отравлением активной зоны
при типичном режиме работы реактора. Вот и все, собственно говоря. Еще
говорили, что именно под это дело мясишеву в лии выстроили тот здоровый
ангар на юго-западном углу. Это, конечно, немалое сооружение, но для
СтарРайкера все равно не тянет.